'Самый важный урок: надо думать о своих проектах не как о концепциях, а как о продуктах'

Главный ментор программы "Трансграничная журналистика" Наби Абдуллаев обсуждает план проекта с участниками Ольгой Пастуховой (Казахстан) и Вафой Зейналовой (Азербайджан) на семинаре в Тбилиси, 2018

Share

Наби Абдуллаев, Главный ментор программы "Трансграничная Журналисткиа"

Записки ментора: 

Сезон Трансграничной журналистики программы «Перспективы» 2018 года выдался примечательным по нескольким причинам.

В одном из проектов – об особенностях бизнес-ланча в разных странах и регионах – отметились практически все участники сезона. Так, простой рассказ о том как перекусывают в обеденный перерыв на Кавказе, в Средней Азии и Москве превратился в исследование того, как глобальный феномен постиндустриальной эпохи преломляется в национальных культурах, кухнях, продуктах и образе жизни. Статья была опубликована казахстанским порталом Тенгри Ньюс (https://tengrinews.kz/article/822/) , корреспондент которого Ольга Пастухова курировала проект с первого дня и до публикации. В красочный мультимедийный проект, над которым работали шестеро участников сезона, вошли как небольшие авторские виньетки, так и развернутые статьи с комментариями культурологов и диетологов.

Второй масштабный проект, который только немного уступил саге о бизнес-ланчах, был о так называемых кавказских «понтах». Участники из Грузии, Армении, Азербайджана и Дагестана исследовали как довольно специфические способы жителей Кавказа покрасоваться перед знакомыми отражают более глубокие культурные и социальные явления, присущие местным обществам. Работы над этим проектом из нескольких ярких, занятных сюжетов, на мой взгляд, принесла массу удовольствия его участникам и все остальным сопричастным к его обсуждению. Полностью проект был опубликован BBC на азербайджанском языке (https://www.bbc.com/azeri/region-45950053), а его часть о Дагестане появилась на сайте Настоящего Времени (https://www.currenttime.tv/a/dagestan-fancy-habits/29355213.html) .

Еще одним итогом сезона стало появление самого матштабного по объему и трудозатратам проекта о реке Иртыш о жизни россиян и казахов вдоль берегов гигантского притока Оби. Проект, включающий большое количество видео, фото, графики, был опубликован сайтом Такие Дела (https://river.takiedela.ru/) и сам стал новостным поводом – о его выходе написали российские и казахстанские СМИ. Я не удивлюсь, если этот проект Татьяны Чеховой и Майи Соеровой получит журналисткую премию в этом году.

Четвертый проект сезона, рассказ о жизни малых этнических групп, дунган и сето, на юге России и в Средней Азии и на северо-западе России, соответственно, был номинирован на премию Редколлегия в 2018 году. Проект был опубликован порталом 7х7 (https://semnasem.ru/dungane-and-seto/) . Эта номинация, на мой взгляд, очередное доказательство, что читательское внимание и признание коллег можно получить, рассказав простую историю с использованием минимума графики. Важно, чтобы было о чем рассказать.

Теперь об уроках этого сезона.

Самый важный, на который я хотел бы обратить внимание желающих участвовать в программе, - надо думать о своих проектах не как о концепциях, а как о продуктах. Мы в очередной раз столкнулись с ситуацией когда уже отобранные участники представляли идеи, но не могли представить готовый продукт. «Я хочу писать о мигрантах, абортах, экологии, насилии, любви, добре и зле, и т.д. и т.п.» - такой широкий подход к темам проектов часто оказывается обречен на провал, после того как участник должен ответить на простые вопросы «что именно Вы будете писать, для кого и как».

Я предлагаю кандидатам уже на этапе подачи заявки на участие в программе начать обсуждать свои проекты с редакторами тех СМИ, где они планируют будущую публикацию. С одной стороны, это ускорит выход материала в свет, так как часто участники программы начинают заниматься поисками СМИ для публикации своих проектов уже после создания статей.

Но, что еще важней, общение с редактором поможет кандидатам увидеть свою идею в виде статьи, понять как ее технически осуществить и для какой аудитории ее готовить. Это понимание не только облегчит работу участников и менторов в проекте, но и уменьшит шансы того, что ваша тема будет отклонена при обсуждении и вам придется работать над чужой идеей. Чем сильней проработана ваша тема, чем четче участник понимает как именно он реализует свою мысль, тем больше шансов у такого проекта.

Открыт прием заявок в новый сезон программы трансграничная журналитика >> подробнее

Приглашаем следить за обновлениями на странице программы "Перспективы" в фейсбук

Chief Mentor's advice: 'start thinking about projects as of products and not as of ideas'

Nabi Abdullaev, Chief Mentor at the launch seminar of Cross-border journalism programme, Tbilisi, 2018

Share

Nabi Abdullaev, Chief mentor, Cross-border journalism scheme 

Mentor's notes: 

The 2018 season of Cross-Border Journalism project of Perpektivy Program was remarkable for several reasons.

First, nearly all participants of the 2018 cohort took part in one of the project, that about business lunches in different countries and regions. In it, simple stories about how people take a bite during lunch breaks in the Caucasus, in Central Asia and in Moscow turned into a study of how a global phenomenon of post-industrial era reflects in ethnic cuisines, national cultures, food products and lifestyles. The project was published by a Kazakhstani portal Tengri News (https://tengrinews.kz/article/822/) which reporter Olga Pastukhova coordinated the project from its inception to the day it went public. Six participants of the program contributed their works, from short first-person vignettes to expanded articles with comments from culture scientists and diet specialists, in this colourful multimedia project.

The second large-scale project that was only slightly smaller than the business-lunch saga was about the propensity of the Caucasus peoples to show off. Participants from Georgia, Armenia, Azerbaijan and Dagestan researched how rather specific ways that Caucasus inhabitants use to dash their neighbours reflect deeper cultural and social traits inherent to local communities. Working on this project consisting of several colourful funny pieces, I believe, was enjoyed by its participants and all others who participated in discussing it. The full project was published by BBC in Azeri language  (https://www.bbc.com/azeri/region-45950053) and the part about Dagestan was published by Current Time (https://www.currenttime.tv/a/dagestan-fancy-habits/29355213.html).

 

Publication of the largest ever and the most labor-consuming project about the Irtysh river lives of Russians and Kazakhs along its banks became another major result of the season. The project, heavy on video, photo, infographics and text, was published by Takie Dela portal (https://river.takiedela.ru/) and became a news by itself after several Russian and Kazakhstani media reported about it. I will not be surprised if this project led by Tatiana Chekhova and Maya Soerova will get a journalism award this year.

 

The fourth project of the season, a tale of two tine ethnic groups, the Dungans living in the southern Russia and in the Central Asia and the Setos living in northwestern Russia, was nominated for the Redkollegia journalism award in 2018. The project was published by 7x7 portal (https://semnasem.ru/dungane-and-seto/). In my view, this nomination is another reminder that readers’ interest and peer recognition can be earned even by telling a simple, straightforward story with a minimum of multimedia. The most important thing is to have a good story to tell.

 

Speaking of the lessons learned in this season, I want to stress that the most important thing for those wishing to participate in the program is to start thinking about their projects as of products and not as of ideas.

Once again we found ourselves in the situation when already selected participants of the program could present their ideas but could not present a media product. “I want to write about migrants, abortions, ecology, violence, love, good and evil, etc.” - such a broad approach to the project’s topics very often is doomed to fail as a participant is called to answer simple questions of what exactly will he or she write about, for whom and how.

I strongly recommend that candidates preparing their applications start discussing their projects with editors of media outlets where they plan to publish their projects. On one hand, it will facilitate publication because very often participants of the program start looking for a media to publish their projects only after completing their work on them. But what is more important, working with editors will help candidates to start seeing their ideas as articles, to understand how technically execute it and for which audience it should be adapted.

Such understanding will not only make work of the participants and mentors in the program easier but it will also lessen chances that your idea will be declined during initial discussion as unfeasible and you will have to work on someone else’ project. The better your topic is thought through, the clearer is a participant’s vision of how it will be implemented, the more chances his or her project has to see the light of the day.

Call for application for new cross-border season will be open soon.

Please follow Perspektivy facebook page for updates