"Эта программа удивительно попала в точку"

Марта Ардашелия

Анатолий Вербин. Автор фото Акоп Ованесян (Hakob Hovanisyan)

Share

Этот человек способен за пять дней объяснить суть журналистики и дать практические навыки для работы в профессии. Анатолий Вербин уже два года отвечает за мастер-классы программы "Перспективы". Проработав в международном агентстве новостей Reuters 16 лет, Вербин из ньюсрума перебрался в аудиторию. Занятия с ним – это уникальный синтез теории и практики. Начинающих журналистов Анатолий Вербин буквально отправляет в большое плавание, а с более опытными делится ценными советами. О программе "Перспективы" и о том, как она помогает справиться с вызовами современной журналистики  с Анатолием Вербиным побеседовала Марта Ардашелия.

 -----

- До проекта "Перспективы" вы работали с журналистами, работниками госструктур. Что лично вам дает эта программа?

 - Самое главное в этой программе то, что она удивительно точно попала в точку. Когда эта программа создавалась, мы не осознавали, что над нашей профессией нависла колоссальная угроза. Тогда не было речи о fake news, не было речи о post truth, alternative facts. Эти термины описывают все то сумасшествие, которое происходит в некоторых сферах журналистики. Программа попала вот в тот самый разрез, в ту самую точку противостояния, которая происходит сейчас во всем мире, и не только в журналистике. То есть между открытостью и закрытостью. Потому что основной раздел в мире все-таки не между капитализмом и социализмом, или не между христианством и мусульманством, а именно между открытым и закрытым обществом. Программа «Перспективы», межнациональная программа, которая сводит журналистов из разных стран мира, удивительно точно и удивительно современно оказалась в новой реальности, в которой мы очутились спустя два года, после ее запуска.

 -Вы говорите, что программа межнациональная. Насколько журналисты оказываются гибкими, для того чтобы преодолеть те же стереотипные моменты, или буквально противостояние между странами, которые они представляют в формате программы?

 - Вы знаете, может быть, в силу того, что поступает достаточное количество заявок. На каждый цикл у нас сейчас бывает между 150 и 200 заявками, из которых мы должны отобрать 12, может быть, в силу этого тщательного отбора у нас крайне редко случаются недоразумения. Случаются, но крайне редко,  ошибки, когда к нам приезжают люди, которые не очень восприимчивы к сотрудничеству с людьми из других стран.

 -О ваших тренингах ходят легенды. Для меня лично, они стали поворотным моментом в моей студенческой жизни. Это такая абсолютно жесткая имитация отдела новостей, когда все происходит как в реальной жизни.

- Понимаете, естественно, я по природе своей рейтеровец (международное информационное агентство Томсон Рейтер-прим.автора). Главный принцип всех обучающих программ Рейтера, в том числе и тех, в которых я участвовал, - называется learn by doing – учишься, работая. Именно поэтому в большинстве рейтеровских тренингов, и в том числе и в моих тренингах, и даже когда я не работаю под эгидой Thomson Reuters Foundation, упор делается на чисто практические упражнения. Теория привлекается только для того, чтобы объяснить, почему, на мой взгляд, это правильно. Потому что если три-пять дней читать людям теорию, то я думаю, они ничему не научатся, зато хорошо выспятся. А если они все время что-то делают, что-то создают, - есть надежда, что они чему-то научатся. И в силу того, что у нас участники из разных стран, все практические упражнения, которые мы делаем в разных формах, осуществляются в выдуманных странах, чтобы не было ощущения, что некоторые журналисты лучше знают ситуацию. Все ставятся в равные условия.

 -Расскажите, эти невероятные сценарии вы сами придумываете, вдохновляясь новостями и реалиями?  И какие ваши любимые элементы, которые добавляют жару тренингам?

- Я прямо все свои профессиональные секреты вам должен рассказать? (Смеется - прим. автора). Я всегда импровизирую и меняю что-то. Во-первых, просто неинтересно делать, как машина, одно и то же. Кроме того, так как я довольно давно занимаюсь  этим делом, я надеюсь, что я чувствую группу. Иногда группе больше хочется поговорить о глобальных проблемах нашей профессии. Тогда я убираю что-то и отвожу больше времени на дискуссии. А иногда бывают группы, которые совершенно очевидно, на мой взгляд, нуждаются просто в таком непрерывном экшене. Но по какой схеме мы бы не шли, все равно упираемся в очень базовые вещи: баланс, вторая сторона, структура, хороший лид.

 - Насколько журналисты, с которыми вы имеете дело в ходе программы, готовы к вызовам новостного отдела?

- У нас есть участники из независимых или из частных СМИ, бывают участники из государственных СМИ. Меня очень радует, что журналисты, приезжающие из небольших городов, из небольших СМИ, готовы учиться, им это интересно. Надо честно признать, в нынешнем мире люди в журналистику идут, особенно в региональную журналистику, исключительно по призванию, а не для того чтобы заработать много денег. И это многое обясняет.

 - Постараюсь быть дипломатичной, у программы "Перспективы" есть свои звезды. Это факт.

- Да.

- Кого бы вы выделили из всех участников?

-Так. О присутствующих не говорим, да? (Смеется-прим.автора) Хотя искренне говорю, я с наслаждением прочитал ваш материал

- Спасибо.

- Да, конечно. Это совершенно неизбежно. Но даже по теории, всегда в группах бывают лидеры. Из тех, кто мне очень запомнились – это Максим Курников из "Эхо Москвы" Оренбург. Он проделал совершенно невероятное путешествие в рамках трансграничной журналистики. Проехал в зиму, в пургу, в снегопады, которые останавливали все движение на трассе, всю границу между Россией и Казахстаном. Пять или шесть тысяч километров! Я бы, конечно, выделил, Алису Кустикову из "Новой газеты". Хотя, если честно, все интересны по-своему. Другое дело, может в силу совокупности причин, стартовый уровень у людей разный. Но действительно есть очень интересные люди, и даже иногда совершенно случайно попавшие в журналистику – от них узнаешь что-то новое и интересное. Это самая лучшая часть программы и вообще тренингов с журналистами. Мы, я думаю, взаимно учимся: я – от них, они – от меня.

 -Какой самый ценный опыт, который вы получаете от ребят?

- В первую очередь это опыт практической жизни на земле. Я будучи журналистом, всю жизнь проработал в агентстве Рейтер, и это одно дело. А работать, скажем, редактором новостного сайта в региональном центре России или в тех странах, которые у нас принимают участие, - это совершенно другое. И другой уровень, скажем так, противодействия давлению со стороны властей. Да, одно дело – те инструменты, документы, ну и просто престиж, каким защищен человек, работающий в Рейтере, и какому давлению и как легко можно подвергнуть человека, работающего в небольшом городе или в небольшом СМИ, - это разные вещи. И вот как они с этим справляются – мне очень интересно.

 -Сумела ли программа "Перспективы" за время существования – превратиться в комьюнити, для людей с определенными ценностями, с определенным взглядом на профессию, на ее развитие и роль в сегодняшнем мире.

  - Я поначалу, честно говоря, отнесся к этой задумке со скепсисом. Свести людей из разных стран, да еще сделать как бы двухуровневую программу, которая включает мастер-классы, то есть такие классические тренинги, и трансграничная часть, когда люди создают свои материалы. Но это срабатало, потому что, если вы посмотрите на сайт, включая и на собственный материал, - очень интересный чисто журналистский продукт производится в рамках этой программы. Я, например, с колоссальным удовольствием, по-моему, пару раз выдвигал материалы, произведенные в рамках программы "Перспективы" на премию "Редколлегии". Эта премия чуть ли не самая престижная сейчас в независимой русскоязычной журналистике.

Некоторые люди, которые работают в достаточно качественных профессиональных СМИ, если они узнают в нашей программе что-то новое – они могут немедленно это использовать. Другие люди, наслушавшись рассказов и попробовав создавать качественную журналистику, возвращаются в реальную жизнь, которая совсем другая, и я это прекрасно понимаю. Я никоим образом не могу влиять на редакционную политику тех СМИ, в которых они работают. Но, как мне кажется, в этом случае мы закладываем определенный фундамент. Смотрите, как быстро меняется ситуация в странах. Моя любимая Грузия, в которой вы живете, - чудесный пример: из чуть ли не самого коррумпированного государства, возникшего на руинах бывшего Советского Союза, произошли совершенно невероятные изменения. И это несмотря на очень тяжелую историю вооруженных конфликтов. То же самое может произойти во всех других странах, которые пока, скажем мягко, не трансформировались в демократические общества. Изменения иногда наступают очень быстро, и журналисты должны быть к этому готовы. И, может быть, наша программа и наши тренинги закладывают небольшой фундамент, потому что все-таки мы больше всего про профессию, а профессия поможет справиться с большим количеством новых вызовов.

 - "Перспективы" – это еще такая определенная атмосфера. Она зачастую определяется географией. Иногда вы приезжаете в Грузию, иногда это происходит в Москве, иногда – в Петербурге. Вот как это всё влияет на настрой?

Даже если посмотреть на отзывы участников, которые были у меня в группе в Тбилиси, большая часть отзывов, по-моему, не про наши занятия, а про тот город, по которому они ходили без остановки. Несмотря на не очень удачную погоду, после достаточно утомительного трудового дня. Вы правы, "Перспективы" создают определенное комьюнити. И смена мест тоже, конечно, очень важна, на мой взгляд. Конечно, сложности там зачастую бывают – у нашей Наташи Писаренко (Координатор программы - прим. редактора). Она создает во многом позитивную атмосферу организованными выходами, посещениями редакций, встречами с интересными людьми уже вне учебной программы. И именно поэтому, мне кажется, эта программа на данный момент довольно успешно идет.

Открыт прием на участие в мастер-классах осеннего сезона программы "Перспективы"

“This program has hit the nail on the head”

Marta Ardashelia

Anatoly Verbin. Photo by Hakob Hovanisyan

Share

In the course of five days, this person is able to explain the essence of journalism and teach practical skills required for further work in the field. Anatoly Verbin has been in charge of the workshops within Perspektivy program for two years. Having worked in Reuters International News Agency for 16 years, Verbin moved from the newsroom into the lecture hall. His classes are a unique combination of theory and practice. He literally helps young journalists to take off for deep waters, while sharing experience and giving valuable advice to already established professionals. Marta Ardashelia talks to Anatoly Verbin about Perspektivy program and the way it helps to meet the challenges of modern journalism.

 -----

- Before Perspektivy program, you had worked with journalists and employees of governmental entities. How do you personally benefit from this program?

 The most important thing about this program is that it has hit the nail on the head. When it was being created, we did not realize that our profession was at tremendous risk. At that time, there was no fake news, post truth, or alternative facts. These terms describe the craziness happening in some spheres of journalism. Thus, the program hit the very point of confrontation that is happening at the moment not just in journalism, but in the world in general. Confrontation between closeness and openness. Ultimately, the main division in the world is not between capitalism and socialism, or Christianity and Islam, but between an open and a closed society. Perspektivy is an international program that helps journalists from different countries interact with each other. Two years after its launch, the program has very timely found itself in new realities.        

- You say that it is an international program. Are the journalists flexible enough to overcome the same stereotypes and confrontation among the countries they represent within the program format?

Possibly, the reason is that we receive a significant number of applications. For every cycle, we get between 150 and 200 applications, from which we have to pick 12. May be due to this careful selection process, it is very rare that we have any difficulties. Though rarely, mistakes happen, when we host participants, who are not very prone to cooperation with people from different countries.

- Your workshops have become legendary. For me personally, they have become a turning point in my student life. They are a strict and exact imitation of the newsroom, where everything happens in real life format.

Well, I’m essentially a Reuters’s person (Thomson Reuters International Information Agency, author’s note). The main principle of all Reuters training programs, including those that I took part in, is learn by doing. That is why in the majority of Reuters trainings including my workshops and even when I’m not working under the auspices of Thomson Reuters Foundation, the main focus is on practical exercise. Theory is used only to explain, why something is right from my viewpoint. I think, if you give theory for five days in a row, most likely the students will sleep well at classes without learning anything. On the contrary, if they are constantly doing and creating something, there is hope that they will be able to learn something this way. Since all of our participants come from different countries, all practical exercises of various forms are performed in imaginary countries, in order to avoid a feeling that some journalists know more about a certain situation. Conditions are the same for everyone.

- Do you invent all these incredible scenarios yourself inspired by the news and real events? What are your favorite elements that help the trainings thrive?

Am I supposed to share with you all my professional secrets? (with laughter, author’s note). I’m always improvising and changing something. First of all, it is just boring to automatically repeat one and the same thing. Moreover, since I’ve been doing it for quite a while, I hope that I can feel the group. Sometimes the participants want to talk more about global problems in our profession. In this case, I take something out and spend more time on the discussion. On the contrary, other groups just need non-stop action. However, whatever the scenario is, we still cover the basics: balance, the other party, structure, good lead.

- To what extent are the journalists you work with ready to the challenges of the newsroom?

We have participants from independent and from private mass media, we also have participants from state mass media. I’m very happy to see journalists from small towns and small media entities ready to learn. They show great interest in learning. To be honest, in the present world and especially in the regions people chose journalism by vocation as opposed to trying to earn a lot of money. And it explains a lot.

- I will try to be diplomatic. Perspektivy program has its own stars. It is a fact.

Yes.

- Whom would you distinguish among all the participants?

Well. We don’t talk about those who are present here, right? (with laughter, author’s note). Although, I have to be honest, I enjoyed reading your material

Thank you.

Of course, I would distinguish some participants. This is inevitable. Even in theory, groups always have leaders. I remember very well Maxim Kurnikov from Echo of Moscow in Orenburg.  He made an incredible journey within the framework of cross-border journalism. He traveled through the winter, blizzard, and snowfalls that stopped road traffic, along the entire border between Russia and Kazakhstan. Five or six thousand kilometers! I would distinguish  Alisa Kustikova from Novaya Gazeta. Although, to be honest, everyone is unique and interesting in their own way. It’s a different matter that due to a number of reasons participants have different starting points. In any case, you can meet very interesting people, indeed, sometimes they would find themselves in journalism by chance. You can learn something interesting and something new from them. This is the best part of the program and of workshops with journalists in general. I think it is a reciprocal learning process – I lean from them and they learn from me.

- What is the most valuable experience that you receive from the participants?

First of all this is practical experience of living in this world. As a journalist, I have worked in Reuters agency all my life, which is one thing. Working as an editor of a news website in Russian regional center or in one of the countries-participants – is a completely different story. It is also a different level of confronting the pressure on the part of the authorities. A person, working in Reuters, is protected by certain instruments, documents, and mere prestige, but a person working in a small town or small local mass media can be easily exposed to a totally different level of pressure. I’m very interested in how they manage to overcome and resist this pressure.

- Has Perspektivy program managed to become a community for people with certain values and vision of the profession and its further development in the present world?

I must admit that at first I was skeptical about this idea of inviting people from different countries and making a two level program that includes workshops or classical trainings, on the one hand, and cross-border part, when people create their own materials, on the other hand. However, it has worked well, because if you take a look at the website including your own material, you will see that the journalistic product itself produced within the framework of the program is extremely interesting. For example, it has been my pleasure to nominate a couple of Perspektivy materials for Editorial Board Prize. This is one of the most prestigious awards in Russian independent mass media today.

Some people working in quite good professional mass media entities, can immediately apply the new skills acquired in our program. Other people having listened to the stories and having tried themselves in creating quality journalism, go back to real life that is completely different. I understand that, too. I cannot influence in any way the editorial policy of the mass media they work for. However, I believe that we lay a certain foundation for future. Look, how fast the situation in all countries is changing. My favorite Georgia, where you live, is a wonderful example: it has magically transformed from one of the most corrupted states that emerged on the ruins of the former Soviet Union into something else. And this is despite the hard history of armed conflicts. The same can happen in other countries that have not yet transformed into democratic societies, let’s put it mildly. Sometimes changes happen very fast and journalists should be ready for it. In this sense, our program is laying a small foundation, because we mostly work on professional qualities that help to cope with a large number of new challenges.

- Perspektivy also has special atmosphere. Very often it is determined by geographical factors. Sometimes we go to Georgia, sometimes it takes place in Moscow, sometimes – in St.Petersburg. How does it influence the mood?

Even if you take a look at the feedback of the participants from my Tbilisi group, most of them are not about the classes, but about the city that they were walking around non-stop in any weather and after a long day of hard work. You are right, Perspektivy program creates a certain community. The change of places is also very important, to my mind. It can certainly make it more difficult for our Natasha Pisarenko (Program Coordinator, author’s note). To a large extent, she contributes to the positive atmosphere by arranging visits tо editorial houses and organizing meetings with interesting people on top of the workshop curriculum. That is why, I believe, this program is quite successful for the time being.

You can apply for the workshops of the Perspektivy program autumn season